Эту статью, хотелось бы предложить тем начинающим автоэлектрикам и просто автолюбителям, которые хотели бы освоить автомобильную электронику, но их пугает обилие всевозможных датчиков и электронных систем.

Для начала, нужно усвоить одно правило: «На доске приборов нет ни одного датчика!» Все что Вы видите перед собой садясь за руль автомобиля, это приборы, которые, в свою очередь работают от датчиков. Маршрутный компьютер и «мозги» (электронный блок управления двигателем или ЭБУ) также получают всю информацию от датчиков расположенных на двигателе и других агрегатах. Знание этого правила поможет Вам правильно формулировать свои вопросы к более профессиональным механикам и диагностам, что поможет им точно поставить «диагноз», т.е. определить неисправность.

Пусть Вас не пугает кажущаяся сложность систем «датчик-прибор». Запомните второе правило: «Каждый датчик преобразует любую физическую величину (температуру, давление, частоту и т.д.) в электрическую». Что это означает? Это правило дает понимание того, что любой датчик имеет выходное напряжение, которое меняется в зависимости от изменения измеряемого параметра. Например, датчик температуры охлаждающей жидкости меняет сопротивление при повышении температуры. Попробуйте замкнуть провод, приходящий к датчику на «массу» и Вы увидите на доске приборов, что показания температуры зашкаливает. Это происходит потому, что сопротивление стало равно нулю и прибор «думает», что температура равна максимуму. Точно также работает датчик давления масла и датчик уровня топлива.

А вот датчик положения коленчатого вала использует в своей работе эффект Холла. Суть этого эффекта в том, что при прохождении через датчик магнитного поля, он начинает выдавать выходное напряжение. Многие механики знают, как проверять датчики Холла. Для этого берут датчик и магнит, размещают их на небольшом расстоянии друг от друга, подают входное напряжение на датчик, а затем замеряют тестером выходное напряжение. Если оно есть, то датчик исправен. Для наглядности, можно ставить и убирать металлическую пластинку между датчиком и магнитом, напряжение должно появляться и пропадать. Точно также происходит всё и на автомобиле.

Существуют ещё такие типы датчиков:

  • детонации на базе пьезоэлемента (как в зажигалке)
  • абсолютного давления на базе тензодатчиков (как в электронных весах)
  • массового расхода воздуха и лямбда-зонды также работают от изменения сопротивления чувствительного элемента, как и датчики температуры, упомянутые ранее, но их устройство более сложное, для их описания, потребуется размещение отдельной статьи.

Особенности каждого автомобиля изучить Вы сможете только с опытом, но помните одно, большинство датчиков имеют в своей основе полупроводники. Если Вы изучите это понятие из курса школьной физики, то стать автомобильным диагностом для Вас будет только вопросом времени.

Случайные записи